Наталья О (midasik) wrote,
Наталья О
midasik

МАМА.


Этому фото уже лет 15. Мы здесь такие хорошки,а мама - вообще красавица! Я тогда гостила в Перми уже из Австрии, а это наша любимая кухня в квартире, где я взрослела, и которой у нас уже нет, продали. Эти керамические контейнеры - помните, за такими в советские времена гонялись! - мама привезла, кажется, из Прибалтики, или из Москвы, короче, из модных тогда поездок :-). "Уголок", обитый красной искусственной кожей, сделал папа, а еще тут не видно, над овальным большим столом висел чудесный красный абажур, шелковый с бахромой, мама его где-то нашла и любовно отделала. Вообще, наша кухня всегда была средоточием жизни, всегда куча людей, гостей. И все благодаря МАМЕ.

Сегодня Прощёное Воскресенье - один из любимых маминых праздников. Она всегда как-то его отмечает для меня, присылает что-то, или мы созваниваемся и просим прощения друг у друга. Надо будет, кстати, обязательно позвонить ей попозже.

Поэтому пишу про нее именно сегодня. Еще и потому, что 8 марта недавно был, хотела пост к нему приурочить, но возможности в отпуске и отъезде не было. Зато сейчас, в этот красивый святой день - о моей дорогой маме.

Почему-то тема МАМЫ в последнее время много где всплывает. И лично мне очень грустно, что тема эта зачастую - очень больная. Я читаю и слушаю истории девчонок, точнее, уже и женщин, которые всю жизнь как в борьбе, в войне, в конфликте, и с кем? С человеком, который должен быть самым дорогим и близким . с мамой. Таких историй в моем достаточно многочисленном окружении - миллион. Слишком много.

В нашем нынче мире так модно анализировать всё это: мол, столько всего в нас из детства, от родителей, от рода. Да, наверное, во многом это так и есть, ведь оттуда идёт наше базовое доверие миру. И, конечно, всё это непременно нужно прорабатывать, незря же процветают в последнее время все эти штуки: расстановки, психология и психотерапия, коучи, практики благодарности и проработки рода, и прочее-прочее-прочее. Наверное, это всё нужно, чтобы понять и принять сначала маму, потом самое главное - саму себя, начать жить своей, отдельной жизнью, и лучше - счастливой.

Оглядываясь так вокруг я еще острее понимаю, что я - счастливая дочь самой чудесной мамы.С которой мне никогда не приходилось ничего прорабатывать. С которой мы - лучшие друзья. К которой я могу прийти в любое время и в любом состоянии и знать, что меня примут и прежде всего обнимут, прямо как в моей самой любимой песне про маму у Светланы Лазаревой:
"мама, мама, ты одна не предаешь и не разлюбишь,
в мире этом и другом ты всегда со мною будешь
я к одной тебе иду в сердце раненая,
мама, мама, ты - моя стена каменная...."


Немножко из детства. Курорт Гудаута, аааа, какие воспоминания!!! Здесь маме 34 года. Про живот она всегда говорила: женщина без живота - что дом без печки :-))). А мне здесь 12. Грудь у меня и по сей день не выросла :-)))). Тогда у меня был с собой купальник, конечно, такой девочкин, но он у меня постоянно спадал с плеч, и мама сказала, да ну его нафиг, ходи в трусиках. Я и ходила, господи, удобно-то как. А главное: такая невинность во всем этом. Сейчас бы за это фото меня забанили (может, еще и забанят :-)))). Хотя я тут на мальчишку похожа, авось не разберут.


Снова море, Сочи. Здесь мне лет 14, наверное. Смотрю и думаю сейчас: а ведь стильная семейка-то мы были! Мою блузку сшила мама.


Тот же год. На маме - сшитый ею сарафан из шелка. На мне этот вот костюмчик, который, наверное, единственный, я сшила сама. Да, я умела шить, но у меня, в отличие от мамы, никогда не хватало на это терпения. За то, что сама такое сшила, горжусь собой, но идет ли он мне - вопрос. К такому крою бы грудь и талию :-). Зато мамин сарафан - бомба. А еще ж мыльницы!!!


Тут мне где-то 22-23 года, а маме, стало быть, как мне сейчас, 44-45. На нас - белорусский трикотаж (помните такой??) вперемешку с секонд-хэндом - ох, мы тогда круто в нем одевались. Мамина подруга и тетя моя сами его возили, и мы первые отбирали оттуда всяких вкусняшек. Кроме курить и кофе мама любит иногда водочку в охотку.

***
Вот я пишу тут про себя достаточно откровенно, делюсь, конечно, своими бедами и сомнениями, которых тоже вагон, характер ведь не простой, но еще больше, наверное, я делюсь моей счастливой, достаточно везучей жизнью и моей лёгкостью по этой жизни. Мне часто дают такой отклик: мол, спасибо за эту лёгкость. Я иногда читаю комментарии или ваши посты, статьи какие-то о том, как люди живут, как добиваются чего-то, как борются за лучшую жизнь, как наоборот не могут чего-то достичь, и думаю: а почему так нелегко даётся людям лёгкость? Ведь вроде всё просто должно быть с ней - раз, и все сразу легко. И повезло. И всё получилось без лишнего вроде напряга. Вот у меня - работа находится, заграницу переехала, путешествую такая вся беззаботная, даже мужчина - и тот случился, самый лучший. И ведь вроде бы нифига не трудилась для этого, не прорабатывала ничего, не пахала.

Оглядываюсь опять же вокруг и вдруг понимаю, что её, лёгкости этой, оказывается, не так легко достичь. Не всем она дана. И если проанализировать честно, то я прекрасно отдаю себе отчёт: эта лёгкость моя - на самом деле достаточно серьезная наработка по жизни, а она у меня, везучей, просто ЕСТЬ. Как данность!

Потому что, прежде всего, у меня всегда была и есть эта опора, этот глобальный фундамент для счастливой жизни - моя мама и открытые, теплые, родные отношения с ней. Честно говоря, только сейчас понимаю, насколько это много, и насколько мне повезло прежде всего с этим. Только благодаря этому крепкому фундаменту и любящему тылу я могу так легко порхать по жизни, доверять этой жизни, любить людей без оглядки и не ожидать ни от кого и ни от чего подвоха.

У мамы моей жизнь, в свою очередь, была и есть как раз очень нелегка. Бабуля моя, которой нынче 91 год и она до сих живет и здравствует, дай Бог ей здоровья - тот еще тиран, и всегда им была. Такой наш семейный вампирчик. Всё должно быть исключительно как она хочет и знает, наш семейный, понимаешь ли, командир. Люблю её, конечно, и со мной она совершенно другая - как это часто бывает, отношения бабушка-внучка совсем иные и гораздо более любящие и свободные, чем мама-дочь. С мамой моей у бабушки - постоянный, как это модно говорить, абьюз. Ей нужно внимание, которое она зарабатывает то скандалами, то обидами. Сказать и ляпнуть моей маме она может всё, что угодно, и ожидает полного принятия и повиновения и, конечно, к себе самого внимательного, любящего и уважительного отношения. Иногда называем ее Нашей Владычицей Морскою. Ну, ни дать, ни взять :-)


Вот наш женский поколенческий круг, 3 года назад, когда я ездила в Пермь. А посмотрите на наши носы - даже если что-то другое отличается, по ним нас точно можно всех узнать, слеплены по одному подобию :-). И, кстати, мое главное наследство от бабули - волосы без седины. Вот у нее здесь в 88 ни одного седого, просто наш славянский пепельный блонд. У меня пока что вроде так же. Спасибо, бабуль!

Сепарироваться, как это сейчас модно говорить, маме моей от своей мамы так и не удалось. И я даже знаю, почему - она слишком добра и слишком любит. Какая мама ни есть - это же все равно мама. И видя как она, моя мама, периодически страдает от бабулиных выпадов, я всегда бесконечно восхищаюсь ею и её силой оставаться с бабушкой и делать всё, что она может, где-то терпеть, где-то взрываться, но снова и снова быть со своей мамой. Такой уже старенькой, но при этом - ещё огого.

Вот вам и пример: бабуле - 91, маме - 67, а всё по-прежнему, отношения мама-дочь совершенно те же, что и раньше. Возраст и взросление могут не иметь никакого значения.

После школы мама сбежала в другой город учиться, именно потому, что уже не смогла со своей мамой. Обрела там свободу и себя, встретила папу, вышла замуж. Уже тогда, мне кажется, она обладала невероятной силой духа: уехать из семьи от тиранической мамы, которая читала её дневники и запрещала буквально всё, я считаю - это реально подвиг.

Когда мама родила нас с братом, как она нам рассказывает, она буквально поклялась самой себе, что будет по отношению к нам, своим детям, совершенно другой, полной противоположностью своей маме. И ей это удалось!

С самого детства она учила нас именно - свободе, выбору. Никаких советов, решений за нас, гипер-опеки, "немедленно надень шапку" или"будешь делать то, что я сказала".

Конечно, у нее, как у большинства наших родителей в те времена с их полным рабочим днём, не хватало времени и сил на сильные и явные проявления любви, на дополнительные "обнимашки" и всякие "сюсюсю", которые, как теперь говорят модные психологи, очень необходимы детям для здоровой психики. Мы росли самостоятельными, как многие тогдашние дети: ключ на веревочку на шею, сами в школу несколько кварталов с первого же класса, пришли из школы - сами разогрели еду, ну или сварганили себе любимое: жареные кусочки черного хлеба, залитые яйцом, сами же делаем уроки (нас практически никогда не проверяли), сами пошли гулять или к друзьям. На лето - пионерский лагерь, обязательно, хотя бы один месяц, море с родителями - часто тоже на месяц (помните, в советские времена весь месяц отпуска надо было брать один раз, целиком? :-)), или к бабушке с дедом в Кировскую область в поселок Юрья - месяца на два, а то и больше. Зимние каникулы - часто туда же.

Короче, стандартное такое советское детство обычной семьи среднего класса. Который тогда в нашей стране вполне себе существовал. Мама работала инженером-электриком, проектировала электросети в главном заведении Перми, работала очень успешно и иногда тяжело. Потому что папа работал так себе, зарабатывал тоже так себе, и если да - то тратил в основном на себя. Как в фильме "мама у них был Новосельцев", в нашей семье мама всегда была и папой - на ней было всё, и деньги, и решения. Она часто брала "шабашки" (кто помнит такое? :-)), дополнительные проекты, чтобы заработать еще больше. И мы на самом деле никогда не бедствовали. И одевались хорошо, насколько это можно было делать в советской провинции, где часто вообще нечего было купить. Мама всегда ездила в Москву или в Прибалтику и привозила нам и себе одежду, джинсы, хорошую обувь.

Остальное - шила. Выучилась на серьезных курсах кройки и шитья, и как инженер-проектировщик кроила просто божественно, сшить могла реально всё! У меня-девчонки всегда были крутые платья, рюшечки-оборочки, что-то из доступных тогда ситцев, что-то перешитое из старых бабушкиных-прабабушкиных вещей. И себе мама шила.

Вообще, как настоящий Лев, мама всегда выглядела просто роскошно. Никогда не страдала вещизмом, но всегда было что-то этакое, шикарное, красивое. Любит золото и камни, всегда позволяла себе что-то дорогое и носила это с шиком и свободой. Как сейчас помню, всегда была голубая мечта - ШУБА. Раньше - мутоновая (помните такое??? :-)), ну а потом, когда смогла позволить себе - конечно, норка. Я даже в глубине души мечтаю, что когда-нибудь мамина роскошная шоколадная норочка перейдет мне. Да, даже в гуманных европах я так и осталась той самой русской и по-прежнему люблю настоящий мех. Покупать новое навряд ли буду, но то, что будет по наследству, буду носить с огромным удовольствием. Тем более если от мамы, с её-то энергетикой!


Вся семья вместе и теперь видно тот самый абажур. Но уже с оборочкой!

К слову сказать, раз уж я затронула тему папы - папа в нашей семье был фактически маминым третьим ребенком. Он постоянно пил, гулял, у него всегда были другие женщины, такой уж был у меня папка, я про него писала под тэгом папа, если вдруг кому интересно. И хотя я его бесконечно люблю, принимаю, как есть, и вообще понимаю, что и от папы мне досталось много классных вещей, делающих мою жизнь насыщенной и красивой, я понимаю, насколько нелегко было маме тогда. Она прожила с ним 19 лет, постоянно порываясь развестись, но так и оставаясь: ради нас, ради всех родных, ради папиной мамы, моей другой бабушки, чудесной, без оглядки любящей папу и нас всех. И просто потому что любила.

В общем, я в огромном восхищении моей мамой: как сквозь такую непростую жизнь со своей тиранической мамой и моим беспутным, сложным отцом-ребенком можно было сохранить и приумножить весь этот её оптимизм, всегда быть и остаться такой сильной и стойкой, и при этом научить нас любить, доверять людям и жизни, расти и оставаться самими собой, иметь и делать выбор. Такая вот у меня МАМА.


Полтора года назад, как раз до короны, приезжала в Вену, знакомиться с "зятем" :-), ну и просто так, навестить. Кроме того, было самое-самое ее любимое время года, золотая осень, и ей невероятно повезло, всю неделю погода была сумасшедшая, мы обошли все парки.


Вот они, оба мои любимки рядом. Кажется, приняли и полюбили друг друга. Кстати, Давид чем-то очень похож на отца, это мне как раз мама сказала по одной из наших первых совместных фото... Нда, какие-то сценарии из детства все равно невольно проигрываются!

От нее у меня масса классных, живых, таких жизненных и нужных установок по жизни. Я как сейчас помню её фразы, так она сама проживала жизнь и этому учила нас с детства:

  • руки и голова на месте - денег заработаем

  • в мире всегда больше хороших людей, чем плохих

  • нельзя "копить на черный день"

  • красивая посуда, бельё, все эти сервисы, красивая одежда и украшения - не только на праздник, но и каждый день, если очень хочется

Я благодарна маме, что у меня нет львиной доли типичных советских установок: красивый сервиз только по праздникам, деньги на черный день или еще хуже "мы это себе позволить не можем". Кажется, никогда в жизни я не слышала от мамы этих фраз. Поэтому росла с чётким ощущением, что мир на самом деле прекрасен, изобилен и если захотеть, в нем можно буквально всё.

Только теперь понимаю, сколько усилий на самом деле это стоило маме, проживать именно такую жизнь на наших глазах, в тех условиях, в которых она жила, с её мамой, с моим папой. Только теперь осознаю, каким трудом нарабатывалась её кажущаяся лёгкость, везение и вечный оптимизм. Когда мама развелась, нам с братом было, кажется, 17 и 15 лет, только тогда постепенно мы узнали, как непросто ей жилось с папой. Тогда я стала свидетелем маминых слёз, которые до этого она тщательно скрывала, только тогда начала понимать, чего ей стоила эта легкость для нас, детей: всегда скрывать свою тяжесть, создавать для нас счастливую семью с отцом. Но я знаю так же, что отца она бесконечно любила, и нас, конечно, тоже. А любовь, как говорится в старинном фильме, позволяет нам делать настоящие чудеса.


Дома в Перми, на мамин день рождения, еще и с тётей, женой дяди, маминого единственного брата. Как же люблю их всех!!

Несколько воспоминаний из детства-юности:

  • мама часто читала мне, нам вслух - в детстве мы обожали сказки Пушкина, а потом, уже постарше, мама читала мне рассказы О'Генри, и это было мое любимое, до сих пор он прочно связан у меня с мамой...

  • когда я болела, хотя это было со мной нечасто, росла вполне нормуль-здоровым ребенком, мама часто сидела со мной, пока не усну, и ласково заглаживала волосы за ухо. С тех пор для меня это чуть ли не высшее проявление нежности и любви :-)

  • до сих пор помню, как круто было, когда мама (иногда с папой) приезжала в пионерский лагерь и привозила гостинцы, а приезжала она всегда, каждый родительский день. А еще мы писали с ней письма друг другу в лагерь, да! У мамы - самый красивый почерк, который я знаю.

  • мама всегда поддерживала наш свободный выбор и никогда ничего не советовала даже, если не спросим, как раньше, так и сейчас. Например, мой ВУЗ, педагогический иняз, мы выбрали только благодаря ей: поскольку я никогда толком не знала, чего хочу, я и не понимала, куда идти-то после школы. Мама задавала мне наводящие вопросы, и так мы выявили, что вообще-то я люблю иностранные языки и они мне даются, пусть будет иняз. Педагогический выбрали, потому что сам универ ближе, чем наш главный, который тоже был вариантом. Кроме того, секретно от меня мама заработала немалую сумму денег и оплатила мое поступление. Я думала, что провалила экзамены (конкурс был зверский), а вовсе нет. Ну разве не золото она? Не стала мне об этом говорить заранее, чтобы я не расслаблялась и все-таки прилигала свои усилия. Она всегда воспитывала в нас собственную ответственность. И свободный выбор.

  • когда уже я была в университете, мама была разведена и, конечно, имела свою личную жизнь (она у меня красавица и мужчины всегда к ней тянулись пачками). И вот однажды она не вернулась домой. Один день, второй, третий. Мобильных не было тогда. Я обзвонила кого могла, жутко беспокоилась поначалу, когда нигде у подруг ее не нашла. Но потом успокоилась, и памятуя о маминой же любимой мудрости: "плохие вести доходят быстро", решила спокойно дождаться. Мама вернулась, сказала только, слегка виновато: "Ну подженилась я" :-) - оказалось, она была у друга-одноклассника, телефона у него не было, ну и она решила расслабиться, знала, что мы умницы и шибко паниковать не будем. Да, и такой с моей мамой опыт есть.

  • порой мы не созваниваемся неделями. Пока я живу в Австрии, было время, были разы, когда мама не поздравляла меня с днем рождения. У нас нет никакой обязаловки, все свободно, и если звонишь или звонит она - значит, есть желание или необходимость. А остальное время мы просто знаем, что любим друг друга всегда и отсутствие звонков или подарков ничегошеньки не значит.


Мамулечка на своей любимой даче. Да, она у меня курильщица и кофеманка - всю жизнь. Несмотря на сосудистые проблемы и прочее. Просто она любит делать то, что хочет. И я ее поддерживаю. Конечно, мне важно, чтобы она жила долго и здорово, но еще более важно, чтобы она была счастлива и жила так, как хотела. А посмотрите, сколько достоинства в жесте руки!

С невыразимой благодарностью и любовью моей родной мамулечке, которая наверняка читает это сейчас - за такую классную неё в моей жизни, и больше всего за меня саму, такую, какая я есть. С этой лёгкостью по жизни, с открытостью миру и любовью к людям. Это всё у меня оттуда, из бесконечного источника, от мамы. Дай Бог ей здоровья и еще долгих лет жизни. Я вот думаю: мы ж братом подерёмся, когда придётся решать, с кем из нас будет жить наша мама со временем :-). Но вообще, она будет жить там и так, как сама захочет. Ну а мы просто поддержим любое ее решение, как она всегда делала для нас.

И вот написав всё это, и, клянусь, ничего не приукрасив, я безумно грущу, зная, что многие из нас лишены этого настолько вроде бы естественного чувства - гордиться своей мамой и быть бесконечно благодарной жизни за неё и ей за свою жизнь. Но зато я знаю: совершенно неважно, как нас воспитывали мамы и папы и что и как было в наших семьях - всегда есть шанс дать своим детям совершенно иное, дать им больше любви и силы. Моя мама тому - огромное подтверждение.

Ну и напоследок, та самая песня. Для мамочки.












Tags: семейные истории, человеческое
Subscribe

  • Спасибо за тепло поздравлений и немножко музыки :-)

    C благодарностью за все - поднимаю бокал шампанского за всех ввас на день рождения в Будапеште :-) Мои дорогие друзья в жж, родные человеки,…

  • Ягодный год.

    Баба ягодка опять! Ноу мейкап, ноу филтерз, как есть, снимок сделан этой весной :-) Хотела подвести итоги сентября, но как всегда "Батюшки,…

  • Летний отчёт. И - тело в дело.

    Итак, маленький отчёт по лету, и большой - про тело. Потому что это важно, потому что трогает, задевает, тревожит, радует, ну и потому что давно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Спасибо за тепло поздравлений и немножко музыки :-)

    C благодарностью за все - поднимаю бокал шампанского за всех ввас на день рождения в Будапеште :-) Мои дорогие друзья в жж, родные человеки,…

  • Ягодный год.

    Баба ягодка опять! Ноу мейкап, ноу филтерз, как есть, снимок сделан этой весной :-) Хотела подвести итоги сентября, но как всегда "Батюшки,…

  • Летний отчёт. И - тело в дело.

    Итак, маленький отчёт по лету, и большой - про тело. Потому что это важно, потому что трогает, задевает, тревожит, радует, ну и потому что давно…