?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Я тут собирала свои документы для одного серьезного дела, и неожиданно нашла свой школьный аттестат, вместе с приложением-табелем.
Надо же, а я ведь все забыла, так давно это было, забыла как заканчивала школу, какие оценки, какие предметы. И вот накрыла меня ностальгия.

Ведь в этом году целых 25 лет с окончания школы! Так жаль, что ничего не слышно про сбор одноклассников, может, я бы даже в этом году и съездила. Хотя, чего уж греха таить, эти встречи - это ведь и не совсем о том, чтобы повидать давних друзей (те, кто друзья - они таки ведь все равно в нашей жизни), а о том, чтоб на других посмотреть и себя показать. Мне в этом году показывать было нечего. 42 года, одна, без семьи и детей, без работы и карьеры и даже без идеи, куда двигаться дальше (по крайней мере, так весь год было). Но зато по-прежнему выгляжу как девочка. И живу заграницей! Припеваючи, на пособие, хехе :-) В-общем, может и хорошо, что встречи не было.

А про школу я многое вспомнила, глядя на этот табель. Прямо вернулось все, как будто вчера было. И надо же, глядя на этот аттестат и на мою жизнь, можно сказать, что школа, вообще-то, реально многое дает и многое выявляет!

Вот за что у меня пятерки? Литература и русский язык - так обожаю читать и писать, просто обожаю, профессией это так и не стало, но огромной частью жизни - да. Астрономия - увлекаюсь астрологией, немного, но все-таки, обожаю разглядывать звездное небо, и читать научно-популярные книжки об устройстве вселенной. НУ и английский язык - ведь именно вычислив эту склонность было принято решение поступать на иняз, а там уже, через знание языков и общение на них я уехала в Вену. Судьбоносно! Ну и самое забавное, с удивлением обнаружила, что в табеле даже стоит результат с нашего УПК (учебно-производственного комбината), профессия - художник-оформитель. Я бы и не вспомнила об этом, да табель подсказал - я действительно училась прикладным художествам еще в школе, и у меня и правда есть художественно-оформительский талант. Кстати, у папы моего была такая профессия, он на самом деле таким художником работал, или подрабатывал, на заводе. Итого: налицо еще в школе проявленные склонности к письму, иностранным языкам и художествам.

А говорят, в школе еще мало что формируется для ребенка.... Дудки! Иногда - очень даже многое! И аттестат порой многое может рассказать....

Вспоминаю дальше, копаю глубже. Школа для меня не была тяжким бременем. Сама по себе учеба давалась достаточно легко. Как природная лентяйка я порой даже и не учила ничего особенно, быстренько пробегалась по материалу и как-то сдавала. Помню только, один-единственный предмет остался для меня в школе почти неопознанным - химия. Каким образом по ней у меня четверка - не понимаю. Наверное, это наша милейшая учительница постаралась. Вот правда, очаровательнейшая, и прекрасный человек, в одном доме с нами потом жила, мы еще и после школы виделись не раз. Вообще, мне везло с учителями, очень. А какая классная руководительница была у нас! Мы до сих пор общаемся иногда, когда приезжаю в Пермь - обязательно идем к ней в гости. Она и друг, и наставник, и просто как вторая мама нам иногда была, наша Людмила Ивановна.

Но  что было для меня действительно неподъемно и тяжко в школьные годы - это моя собственная гипер-застенчивость. Из-за нее, кстати, многие четверки. Даже если я знала материал, заставить себя хорошо отвечать у доски я не могла. Из-за нее и из-за неверия в себя я никогда не тянула руки, никогда не проявляла инициативы. И поведение - исключительно примерное. Такая вот я была, тихая и даже не отличница. До сих пор, оглядываясь назад, не верю сама себе. Хотя что там. Я и сейчас еще бываю такой же, где-то во мне так и живет та девочка, которая могла проехать несколько лишних остановок в маршрутке только потому, что не могла достаточно громко на весь салон попросить водителя остановиться на нужной.

Из-за этой же застенчивости был курьезный случай. Как раз с этим самым УПК, которое по итогу выдало мне гордую справку о том, что у меня практически квалификация художника-оформителя, ага. Был этот комбинат у нас два последних класса школы, 10 и 11-ый. В эту школу я пришла поздно, в 9 классе, когда мы переехали из другого района. И мало того, 9 класс заканчивала в одном классе, а потом нас переформировали, оставив только два класса, А и Б, ведь многие на полное среднее образование не пошли. И вот так получилось, что в 10 класс я опять-таки пришла к новым людям, новым одноклассникам, новым учителям. Это сейчас новые люди для меня, новые знакомства - это радость и счастье, и огромный интерес. А тогда интерес-то, может, и был, но эта жуткая, болезненная застенчивость, и уверенность в том, что я никому не интересна...

Поэтому когда в 10 классе нас распределяли в УПК, и меня почему-то пропустили, какая-то ошибка там произошла, я даже не заявила о себе. И так - целый год!!!! - прогуливала то время, когда все трудились. Кажется, УПК занимало целых полдня рабочего времени. Честно, что я делала это время, где скрывалась (ведь и от родителей скрывала, что не хожу....) - вообще не помню. Наверное, книжки читала, черт его знает, или ездила к старым подружкам по прежней школе. Но вот каким-то образом весь год, целый год я так прохалявила! Дело шло к лету, и тут нам объявляют, что летом целый месяц каждому школьнику надо отработать в УПК. Ептить. Тут меня совесть окончательно накрыла. Все будут работать, а я целый год прохалявила (и целый год меня совесть грызла и страх, вплоть до страха исключения из школы!), и еще и летом буду халявить. И я собралась с силами и призналась маме. Мама погоревала, конечно, и как-то меня поругала, наверное (плохо помню), но на то она и моя мама, что всегда поддержит. И она предложила мне тоже поработать - где-нибудь, кем-нибудь.

Но для этого мне ж надо было найти работу. Самой! Это была тоже мамина идея, приучать меня к самостоятельной жизни, и к тому же, отвечать за свои поступки и вовремя исправлять их, самой. Представьте себе теперь гипер-застенчивого человека 15 лет, который самостоятельно должен где-то найти работу. Уффф. Я плакала каждый день, ходила по городу, заглядывая в кафе (можно было устроиться посудомойкой), в рабочие конторы (поломойкой) и никак не решаясь подойти к кому-то и спросить. Это ведь не сейчас, когда в интернете можно искать! Тогда даже объявлений в газетах толком не было, так, на двери вывешивали бумажку "Требуется уборщица", и все! Промучавшись какое-то время, я поняла, что не справлюсь, и в слезах пришла к маме, или мама с меня стала спрашивать, и я призналась, что не осмелилась. И тогда мама взяла меня за руку и пошла со мной.

И почти сразу же мы и устроили меня на работу - санитаркой в зубную поликлинику. Вот это и было моей первой серьезной работой в жизни. Кстати, не так уж мне и не нравилось. Помоешь полы, окна, вычистишь лотки рядом с пациентами. А я любила наблюдать, как ассистенты смешивают растворы для пломб. И может, именно тогда я начала переставать бояться зубных врачей. Однажды мыла окна, выходящие на тротуар большой улицы, а там проходила одноклассница, узнала меня, машет, мы с ней через стекло руками переговаривались. А в следующем году эта же одноклассница стала моей лучшей подругой, и осталась по сей день моей единственной подругой детства, моя далекая и такая близкая Инга. Проработала я в поликлинике месяц и даже заработала не совсем маленькие для школьницы денег. Мама их мне оставила. Что я на них купила - не помню. Кажется, сережки.

Ну а ближе к осени мы с мамой пошли к нашей классной руководительнице, той самой золотой нашей Людмиле Ивановне, и во всем признались. Она нас очень поняла и простила, и все решила. Вот так в 11 классе я и попала на УПК художником-оформителем, и даже была там самым успешным работником.

А еще забавно, как интерес к английскому языку вырисовался сквозь все преграды. Потому что учительница английского у нас была никакая. Женщина постарше, почти и бабушка, она и сама толком не говорила, и произношение у нее было ох и ах, и нас толком не учила. Единственное, чем она любила нас занять, был перевод текстов учебника на русский язык, письменно. Ну там и пара упражнений. "Зиз из зе тейбл" - это был наш уровень. Она один раз в жизни ездила в Великобританию, и обожала рассказывать нам об этом. На русском языке, естественно. А еще она была классным руководителем моего брата и частенько прямо на уроке пыталась через меня воздействовать на брата, рассказывала о его проделках (упрямый же был и жутко своевольный, впрочем, и остался таким же). Веселые были, короче, уроки. Но каким-то образом я все равно поняла, что это мой предмет, и в этих самых переводах была часто сильнее всех. После 10 класса мы с мамой сели и приняли решение, что надо мне поступать на иняз, и весь 11 класс я ходила на подготовительные курсы в пединститут. Где с ужасом осознала, что языка-то у меня вообще нет. Но где и многому научилась. На выпускном экзамене поразила ту самую учительницу в самое сердце. Так моя судьба была решена. И ведь совершенно вопреки школе, вопреки абсолютно никуда не годному учителю! Иногда наши настоящие склонности рождаются даже там, где судьба не благоволит и где нет учителя. Если интерес неподдельный - он все равно прорастет.

Эх, "школьные годы чудесные".... У меня они действительно были чудесные. И детство было, и игры, и беззаботность, и учеба, и школа жизни. Я с огромным теплом вспоминаю наши обычные провинциальные советские школы. Без всяческих уклонов, без претензий. С той безопасностью - ведь все детство мы ходили в школу и из школы одни! С тем уровнем личной ответственности - ведь мы сами знали, что учиться надо, и учиться надо хорошо. Может, потому еще, что у меня сейчас нет своих детей, я оглядываюсь кругом на подруг и знакомых с детьми и вообще не понимаю, что происходит в нынешнем мире, тем более, что могу наблюдать и школьные особенности в России, и здесь, заграницей. Сама себе вижусь прямо-таки динозавром в этом смысле, смотрю на все, и хочется ахать и охать, как бабушки на лавочке: "куда катиться мир? что происходит? а вот в наше время.....". Нда. Просто мир меняется, конечно. И, конечно, сейчас и цели другие, и идеи, и многое другое, и многое, я уверена, даже лучше, чем было тогда у нас. Но я благодарна тому, что родилась именно в то время и пережила именно тот опыт.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
lady_catari
Nov. 24th, 2017 02:10 pm (UTC)
Красивый табель.)
midasik
Nov. 24th, 2017 03:30 pm (UTC)
Ага, девочковый :-)))
deliadelia1
Nov. 24th, 2017 02:26 pm (UTC)
я тоже художник-оформитель.
midasik
Nov. 24th, 2017 03:29 pm (UTC)
Воооо, сколько у нас еще общего! :-) Уверена, у тебя так же были по лит-ре и русскому - пятерки ;-)
true_frog
Nov. 24th, 2017 02:36 pm (UTC)
Так застенчивость совсем прошла?
midasik
Nov. 24th, 2017 03:27 pm (UTC)
Застенчивость прошла, но вот источник ее - неверие в собственную ценность, осталась, пусть и не в том объеме. ТО есть, теоретически я хоть на публике выступить могу, но практически, не верю в себя очень часто, и поэтому все так же пассивна по жизни :-) В общем, странная смесь. Как и у всех у нас, тараканы танцуют :-)))))
leila_dv
Nov. 24th, 2017 03:29 pm (UTC)
Интересная история про первую работу и про добрую классную)
У нас была очень хорошая классная в начальной школе, вот прямо до сих пор ее вспоминаю с теплом. Мы у нее были последним классом, потом она вышла на пенсию и куда-то пропала(( Надеюсь, что она все-таки прожила долгую жизнь после этого. А потом были 90е и такое же ощущение было от школы и от преподов - что им на нас плевать и какой-то хаос во всем. В общем, ностальгии по школе 5-9 классов как-то нет совсем, хотя у нас была супер-пупер лицей и все такое.
Я тоже не люблю встречи выпускников и не вижу в них смысла - ведь если с кем-то общаешься, то и так встретишься, а если нет - то зачем? чтоб рассказать всем, что ты такая классная?
А еще интересно, что у вас была астрономия - я пошла в школу в 91 году и ее как раз тогда отменили! Меня было так обидно, тк я так любила читать книги про планеты, интереснее этого ничего для меня не было в детстве))может быть, умер во мне тогда великий планетолог или космонавт))
maria_sha
Nov. 25th, 2017 09:15 am (UTC)
Класс! Я ходила на УПК всего год (в девятом классе) — и если бы не перешла в новую школу, где этих занятий просто не было, то получила бы специальность секретаря-референта. Самое смешное, что сейчас, похоже, возвращают эту практику: у старшего есть доп.занятия в колледже — раз в неделю на полдня — и им тоже в 11-м классе должны что-то вписать в аттестат (что-то типа агента банка).

А английский... Я до сих пор жалею, что не была настолько в себе уверена, чтобы попробовать пойти на иняз. Иностранные языки — любовь навеки)
ainka
Nov. 25th, 2017 11:04 am (UTC)
Аттестат прямо наглядный, можно по нему гадать, и сразу тебя вычислить. И школа у вас, кстати, очень об'ективная - полное соответствие человека, склонностей и любовей с оценками. У нас в этом плане полный хаос, и оценки, результаты совсем не кореллировали с человеком - слишком много личностных и суб'ективных вмешательств.
У меня почему-то взаимоотношения с предметом и результаты всегда от качества преподавания зависели. Как минимум, учитель должен был быть нейтральным и не мешать. а если еще и предмет свой знает и любит, классно его преподает и как человек хороший, то я обожала этот предмет, отлично усваивала и у доски заливалась соловьем. А если учитель тупой и унижающий учеников (да, у нас таких хватало!), я имела затруднения в самовыражении, ошибалась, путалась.
Сейчас пишу, и в шоке. А тогда это было нормой, унижать детей и делать работу хреново.

Мне очень легко давались физика, математика. Но практического применения в них не видела, только мозги размять. химия - легко запоминала логику, алгоритм, и ровно до сдачи экзаменов, после в голове не откладывалось ничего.
Любила я больше всего географию, и понимала ее как-то интуитивно. Даже если не подготовилась к уроку, могла подойти к карте мира на доске, и бесконечно по ней рассказывать. Путешествовать я обожаю, да))). Физкультуру любила, историю, русский язык и литературу ( училась не в русской школе, и часов мало), английский язык. Рисование и труд - многое бы отдала, чтобы они были. Обожала.
Всегда ненавидела учить стихи, и прогуливала те дни, когда их спрашивали.

Edited at 2017-11-25 11:06 am (UTC)
katberg
Nov. 26th, 2017 04:14 pm (UTC)
Классный пост! Читается, как художественное произведение!

Наташ, абзац про застенчивость - это про меня. Я испытывала такие же терзания.
Хотя в 10-м классе я бы напомнила учителям о том, что меня "забыли". Дело в том, что если бы я прогуляла год и пришла бы в слезах к маме, мама ничем бы мне не помогла, к сожалению. Не потому, что не любила меня, а потому что она точно так же всего боится. Знаю на 100%, что эту проблему мне пришлось бы решать самой, и уж тем более никто не пошел бы навстречу в школе.
Мне, кстати, до сих пор снятся кошмары про школу, в которых я понимаю, что год пропускала какой-то предмет или вообще все занятия, а теперь мне нужно либо это сдать, либо признаться в этом. А у тебя это было наяву!! Ох, мне кажется, я бы не пережила этот страх и ужас: прийти к классной и во всем признаться!
...Нас расформировывали первый раз после 6-го класса, в обычном классе оставались только двоечники. Надо было идти в какой-то специальный класс, чтобы совсем не отстать. Я хотела в гуманитарный. Но у меня был трояк по английскому. Надо было прийти к директору и попросить зачислить меня в гуманитарный класс, пообещать, что вытяну оценки. Я просила родителей пойти в школу, попросить за меня, но мне сказали: тебе надо, ты и проси. В итоге, я минут 15 стояла перед кабинетом директора, боясь войти. Зашла потом вместе с какой-то девочкой, и, запинаясь, толкнула речь. Трудно описать, как мне тогда было страшно и одиноко.
Недавно я узнала, что папа ходил тогда в школу и просил за меня, но они хотели, чтобы я научилась решать свои проблемы сама. Воспитание, блин!
Главное, что я поняла тогда, что решить мои проблемы мне никто не поможет, и надо как-то выплывать самостоятельно. А к десятому классу я уже обнаглела, стало вести себя гордо и независимо, и даже весело воспринимала агрессию некоторых учителей.
Это была жестокая, но полезная школа жизни. Конечно, никакой ностальгии по школе у меня нет. Каждый раз, вспоминая школу, я радуюсь, что этот период в моей жизни закончился, что сейчас у меня есть свобода выбирать.
igorsamusenko
Dec. 13th, 2017 11:49 am (UTC)
Да, более счастливой поры чем детство в жизни не бывает!:)
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Balearic
midasik
Наталья О

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner