Наталья О (midasik) wrote,
Наталья О
midasik

Category:

Учат в школе, учат в школе, учат в школе....



Я тут собирала свои документы для одного серьезного дела, и неожиданно нашла свой школьный аттестат, вместе с приложением-табелем.
Надо же, а я ведь все забыла, так давно это было, забыла как заканчивала школу, какие оценки, какие предметы. И вот накрыла меня ностальгия.

Ведь в этом году целых 25 лет с окончания школы! Так жаль, что ничего не слышно про сбор одноклассников, может, я бы даже в этом году и съездила. Хотя, чего уж греха таить, эти встречи - это ведь и не совсем о том, чтобы повидать давних друзей (те, кто друзья - они таки ведь все равно в нашей жизни), а о том, чтоб на других посмотреть и себя показать. Мне в этом году показывать было нечего. 42 года, одна, без семьи и детей, без работы и карьеры и даже без идеи, куда двигаться дальше (по крайней мере, так весь год было). Но зато по-прежнему выгляжу как девочка. И живу заграницей! Припеваючи, на пособие, хехе :-) В-общем, может и хорошо, что встречи не было.

А про школу я многое вспомнила, глядя на этот табель. Прямо вернулось все, как будто вчера было. И надо же, глядя на этот аттестат и на мою жизнь, можно сказать, что школа, вообще-то, реально многое дает и многое выявляет!

Вот за что у меня пятерки? Литература и русский язык - так обожаю читать и писать, просто обожаю, профессией это так и не стало, но огромной частью жизни - да. Астрономия - увлекаюсь астрологией, немного, но все-таки, обожаю разглядывать звездное небо, и читать научно-популярные книжки об устройстве вселенной. НУ и английский язык - ведь именно вычислив эту склонность было принято решение поступать на иняз, а там уже, через знание языков и общение на них я уехала в Вену. Судьбоносно! Ну и самое забавное, с удивлением обнаружила, что в табеле даже стоит результат с нашего УПК (учебно-производственного комбината), профессия - художник-оформитель. Я бы и не вспомнила об этом, да табель подсказал - я действительно училась прикладным художествам еще в школе, и у меня и правда есть художественно-оформительский талант. Кстати, у папы моего была такая профессия, он на самом деле таким художником работал, или подрабатывал, на заводе. Итого: налицо еще в школе проявленные склонности к письму, иностранным языкам и художествам.

А говорят, в школе еще мало что формируется для ребенка.... Дудки! Иногда - очень даже многое! И аттестат порой многое может рассказать....

Вспоминаю дальше, копаю глубже. Школа для меня не была тяжким бременем. Сама по себе учеба давалась достаточно легко. Как природная лентяйка я порой даже и не учила ничего особенно, быстренько пробегалась по материалу и как-то сдавала. Помню только, один-единственный предмет остался для меня в школе почти неопознанным - химия. Каким образом по ней у меня четверка - не понимаю. Наверное, это наша милейшая учительница постаралась. Вот правда, очаровательнейшая, и прекрасный человек, в одном доме с нами потом жила, мы еще и после школы виделись не раз. Вообще, мне везло с учителями, очень. А какая классная руководительница была у нас! Мы до сих пор общаемся иногда, когда приезжаю в Пермь - обязательно идем к ней в гости. Она и друг, и наставник, и просто как вторая мама нам иногда была, наша Людмила Ивановна.

Но  что было для меня действительно неподъемно и тяжко в школьные годы - это моя собственная гипер-застенчивость. Из-за нее, кстати, многие четверки. Даже если я знала материал, заставить себя хорошо отвечать у доски я не могла. Из-за нее и из-за неверия в себя я никогда не тянула руки, никогда не проявляла инициативы. И поведение - исключительно примерное. Такая вот я была, тихая и даже не отличница. До сих пор, оглядываясь назад, не верю сама себе. Хотя что там. Я и сейчас еще бываю такой же, где-то во мне так и живет та девочка, которая могла проехать несколько лишних остановок в маршрутке только потому, что не могла достаточно громко на весь салон попросить водителя остановиться на нужной.

Из-за этой же застенчивости был курьезный случай. Как раз с этим самым УПК, которое по итогу выдало мне гордую справку о том, что у меня практически квалификация художника-оформителя, ага. Был этот комбинат у нас два последних класса школы, 10 и 11-ый. В эту школу я пришла поздно, в 9 классе, когда мы переехали из другого района. И мало того, 9 класс заканчивала в одном классе, а потом нас переформировали, оставив только два класса, А и Б, ведь многие на полное среднее образование не пошли. И вот так получилось, что в 10 класс я опять-таки пришла к новым людям, новым одноклассникам, новым учителям. Это сейчас новые люди для меня, новые знакомства - это радость и счастье, и огромный интерес. А тогда интерес-то, может, и был, но эта жуткая, болезненная застенчивость, и уверенность в том, что я никому не интересна...

Поэтому когда в 10 классе нас распределяли в УПК, и меня почему-то пропустили, какая-то ошибка там произошла, я даже не заявила о себе. И так - целый год!!!! - прогуливала то время, когда все трудились. Кажется, УПК занимало целых полдня рабочего времени. Честно, что я делала это время, где скрывалась (ведь и от родителей скрывала, что не хожу....) - вообще не помню. Наверное, книжки читала, черт его знает, или ездила к старым подружкам по прежней школе. Но вот каким-то образом весь год, целый год я так прохалявила! Дело шло к лету, и тут нам объявляют, что летом целый месяц каждому школьнику надо отработать в УПК. Ептить. Тут меня совесть окончательно накрыла. Все будут работать, а я целый год прохалявила (и целый год меня совесть грызла и страх, вплоть до страха исключения из школы!), и еще и летом буду халявить. И я собралась с силами и призналась маме. Мама погоревала, конечно, и как-то меня поругала, наверное (плохо помню), но на то она и моя мама, что всегда поддержит. И она предложила мне тоже поработать - где-нибудь, кем-нибудь.

Но для этого мне ж надо было найти работу. Самой! Это была тоже мамина идея, приучать меня к самостоятельной жизни, и к тому же, отвечать за свои поступки и вовремя исправлять их, самой. Представьте себе теперь гипер-застенчивого человека 15 лет, который самостоятельно должен где-то найти работу. Уффф. Я плакала каждый день, ходила по городу, заглядывая в кафе (можно было устроиться посудомойкой), в рабочие конторы (поломойкой) и никак не решаясь подойти к кому-то и спросить. Это ведь не сейчас, когда в интернете можно искать! Тогда даже объявлений в газетах толком не было, так, на двери вывешивали бумажку "Требуется уборщица", и все! Промучавшись какое-то время, я поняла, что не справлюсь, и в слезах пришла к маме, или мама с меня стала спрашивать, и я призналась, что не осмелилась. И тогда мама взяла меня за руку и пошла со мной.

И почти сразу же мы и устроили меня на работу - санитаркой в зубную поликлинику. Вот это и было моей первой серьезной работой в жизни. Кстати, не так уж мне и не нравилось. Помоешь полы, окна, вычистишь лотки рядом с пациентами. А я любила наблюдать, как ассистенты смешивают растворы для пломб. И может, именно тогда я начала переставать бояться зубных врачей. Однажды мыла окна, выходящие на тротуар большой улицы, а там проходила одноклассница, узнала меня, машет, мы с ней через стекло руками переговаривались. А в следующем году эта же одноклассница стала моей лучшей подругой, и осталась по сей день моей единственной подругой детства, моя далекая и такая близкая Инга. Проработала я в поликлинике месяц и даже заработала не совсем маленькие для школьницы денег. Мама их мне оставила. Что я на них купила - не помню. Кажется, сережки.

Ну а ближе к осени мы с мамой пошли к нашей классной руководительнице, той самой золотой нашей Людмиле Ивановне, и во всем признались. Она нас очень поняла и простила, и все решила. Вот так в 11 классе я и попала на УПК художником-оформителем, и даже была там самым успешным работником.

А еще забавно, как интерес к английскому языку вырисовался сквозь все преграды. Потому что учительница английского у нас была никакая. Женщина постарше, почти и бабушка, она и сама толком не говорила, и произношение у нее было ох и ах, и нас толком не учила. Единственное, чем она любила нас занять, был перевод текстов учебника на русский язык, письменно. Ну там и пара упражнений. "Зиз из зе тейбл" - это был наш уровень. Она один раз в жизни ездила в Великобританию, и обожала рассказывать нам об этом. На русском языке, естественно. А еще она была классным руководителем моего брата и частенько прямо на уроке пыталась через меня воздействовать на брата, рассказывала о его проделках (упрямый же был и жутко своевольный, впрочем, и остался таким же). Веселые были, короче, уроки. Но каким-то образом я все равно поняла, что это мой предмет, и в этих самых переводах была часто сильнее всех. После 10 класса мы с мамой сели и приняли решение, что надо мне поступать на иняз, и весь 11 класс я ходила на подготовительные курсы в пединститут. Где с ужасом осознала, что языка-то у меня вообще нет. Но где и многому научилась. На выпускном экзамене поразила ту самую учительницу в самое сердце. Так моя судьба была решена. И ведь совершенно вопреки школе, вопреки абсолютно никуда не годному учителю! Иногда наши настоящие склонности рождаются даже там, где судьба не благоволит и где нет учителя. Если интерес неподдельный - он все равно прорастет.

Эх, "школьные годы чудесные".... У меня они действительно были чудесные. И детство было, и игры, и беззаботность, и учеба, и школа жизни. Я с огромным теплом вспоминаю наши обычные провинциальные советские школы. Без всяческих уклонов, без претензий. С той безопасностью - ведь все детство мы ходили в школу и из школы одни! С тем уровнем личной ответственности - ведь мы сами знали, что учиться надо, и учиться надо хорошо. Может, потому еще, что у меня сейчас нет своих детей, я оглядываюсь кругом на подруг и знакомых с детьми и вообще не понимаю, что происходит в нынешнем мире, тем более, что могу наблюдать и школьные особенности в России, и здесь, заграницей. Сама себе вижусь прямо-таки динозавром в этом смысле, смотрю на все, и хочется ахать и охать, как бабушки на лавочке: "куда катиться мир? что происходит? а вот в наше время.....". Нда. Просто мир меняется, конечно. И, конечно, сейчас и цели другие, и идеи, и многое другое, и многое, я уверена, даже лучше, чем было тогда у нас. Но я благодарна тому, что родилась именно в то время и пережила именно тот опыт.
Tags: #зажизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Летний отчёт. И - тело в дело.

    Итак, маленький отчёт по лету, и большой - про тело. Потому что это важно, потому что трогает, задевает, тревожит, радует, ну и потому что давно…

  • Июль 2021 — пробный отчёт

    С огромным удовольствием читаю ежемесячные отчёты любимых zzelenskaya, crimson_sweet и olzaru, и решила…

  • О любимом - о стиле.

    Как давно я не делала таких постов! И как же скучала по ним! Всё-таки стиль и тряпочки - это прям моя вотчина, то самое поле, наряду с косметикой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Летний отчёт. И - тело в дело.

    Итак, маленький отчёт по лету, и большой - про тело. Потому что это важно, потому что трогает, задевает, тревожит, радует, ну и потому что давно…

  • Июль 2021 — пробный отчёт

    С огромным удовольствием читаю ежемесячные отчёты любимых zzelenskaya, crimson_sweet и olzaru, и решила…

  • О любимом - о стиле.

    Как давно я не делала таких постов! И как же скучала по ним! Всё-таки стиль и тряпочки - это прям моя вотчина, то самое поле, наряду с косметикой…